"Ақмола облысы білім басқармасының Сандықтау ауданы бойынша білім бөлімі Раздольное ауылының бастауыш мектебі" Коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Начальная школа села Раздольное"отдела образования по Сандыктаускому району управления образования Акмолинской области"

    

Список организаций

Галерея

Смотреть все>>>

ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

 

Разработана на базе Института раннего развития детей Министерства образования и науки Республики Казахстан

Программа по подготовке детей к школе – Нур-Султан, 2022. – 3 1 стр.

 

Рецензенты:

А.М.Жубандыкова к.п.н., профессор; К.Н.Баймусаева заведующая; А.К.Каримова методист

 

 

Программа по подготовке детей к школе разработана на основе идеи преемственности между дошкольным и начальным образованием и базируется на основе Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения.

Данная Программа предназначена педагогам и специалистам дошкольных организаций, молодым родителям, студентам ВУЗов и колледжей, обучающимся по специальности «Дошкольное воспитание и обучение».

 

 

 

 

Программа рассмотрена и рекомендована Научно-методическим советом Института раннего развития детей МОН РК (протокол №2 от 23 февраля 2022 года).

 

 

 

 

 

Институт раннего развития детей, 2022 го

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дошкольное воспитание и обучение как первый уровень системы образования осуществляются в семье или с одного года до приема в первый класс в дошкольных организациях, независимо от форм собственности. Предшкольная подготовка детей осуществляется с пяти лет в дошкольных организациях, предшкольных классах общеобразовательных школ, лицеев и гимназий или в семье.

В настоящее время проблема готовности ребенка к школе приобрела особую актуальность и занимает особое место в системе образования страны. Это связано с тем, что за последнее время были внесены изменения в связи с вступлением в силу нормы Закона Республики Казахстан «Об образовании», касательно приема детей в 1 класс с шести лет.

Одной из основных задач системы образования является обеспечение равных стартовых возможностей для детей (из разных социальных групп и слоев населения) при поступлении в начальную школу. Под «выравниванием стартовых возможностей детей» следует понимать создание равных условий, которые государство должно обеспечить любому ребенку дошкольного возраста, независимо от благосостояния семьи, места проживания и национальной принадлежности, для получения такого уровня развития, который позволит ему успешно обучаться в школе. Разные стартовые возможности будущих первоклассников осложняют организацию учебного процесса и вынуждают родителей искать способы «натаскивания» ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.

Особенно остро стоит вопрос предшкольной подготовки перед родителями, чьи дети не посещают дошкольные организации по разным причинам: состояние здоровья ребенка, желание родителей воспитывать детей дома, материальные трудности семьи и др. В настоящее время практически общепринято, что, готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В этом залог его будущей школьной успеваемости.

Для решения этих задач на базе организаций среднего образования организуются краткосрочные подготовительные курсы для будущих первоклассников не охваченных предшкольной подготовкой.

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ

Программа по подготовке детей к школе (далее - Программа) разработана в соответствии с требованиями Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения.

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием и базируется на основе Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения.

Программа направлена на создание условий для успешной адаптации и для выравнивания стартовых возможностей детей перед поступлением в школу. Она ориентирована не на уровень знаний, а на потенциальные возможности детей, на «зону ближайшего развития», на создание условий для включения детей в новые социальные формы общения; готовит к переходу от игровой деятельности к учебной, рассчитана для детей 5-6 летнего возраста.

Цель Программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий комфортного перехода с одной образовательной ступени на другую.

Задачи Программы:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению к школе;
  • создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, коммуникативных умений; познавательному, эмоциональному и нравственному развитию ребенка в соответствии с психологическими возможностями и возрастными особенностями детей;
  • развивать творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность дошкольников;
  • осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями), ориентировать их на значение воспитания в семье, на взаимопонимание с ребѐнком.

Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими систему дошкольного образования:

  • Закона РК «Об образовании»;
  • Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения (приказ МОН РК от 30.10.2018 года №604, с внесенными изменениями и дополнениями от 05.05.2020 года №182);
  • Типовых учебных планов дошкольного воспитания и обучения (приказ МОН РК от 20.12.2012 года №557, с внесенными изменениями и дополнениями от 12.05.2020 года №195);
  • Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения (приказ МОН РК от 12 августа 2016 года №499, с внесенными изменениями и дополнениями от 24.09.2020 года №412);

 

  • Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным организациям и домам ребенка» (приказ МЗ РК от 09.07.2021 год №ҚР ДСМ-59).

Актуальность данной Программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребѐнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.

 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

 

Программа носит развивающий характер, не допускающий дублирования образовательных программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений; обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует на развитие потенциальных возможностей ребенка; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельностям. Обучение проводится по 4 образовательным областям: «Коммуникация», «Познание»,

«Творчество», «Социум».

Программа предлагает систему адаптационных занятий, которая состоит из следующих курсов и имеет следующую структуру:

  1. образовательная область «Коммуникация» - 9 часов:
  • «Развитие речи» - 2 часа;
  • «Основы грамоты» - 4 часа;
  • «Подготовка руки к письму» - 3 часа;

2 ) образовательная область «Познание» - 5 часов:

  • «Основы математики» - 5 часов;
  1. образовательная область «Творчество» - 4 часа:
  • «Рисование» - 2 часа;
  • «Лепка» - 1 час;
  • «Аппликация» - 1 час;
  1. образовательная область «Социум» - 2 часа:
  • «Ознакомление с окружающим миром» - 2 часа.

Продолжительность адаптационных занятий составляет 30 минут с 10 минутным перерывом.

Формы проведения занятий: игры и продуктивная деятельность, творческая деятельность, конструирование, моделирование, индивидуальная работа, работа в группах, парах.

Программа расчитана на 1-2 месяца, общее количество занятий составляет при продолжительности 1 месяц – 80 часов, при продолжительности 2 месяца – 160 часов.

Базовые знания будущего первоклассника:

  1. Считать от 0 до 10 (и в обратном порядке).

Необходимо отметить, что ребенок должен не просто «заучить» эти цифры: он должен уметь применять счет на практике, т.е., соотносить число и предмет (к примеру, можно предложить ребенку сосчитать количество

 

пуговиц на одежде; попросить его расставить столько тарелок на столе, сколько человек будет обедать и т.д.). Таким образом, процесс счета должен быть осознанным.

  1. Осуществлять простейшие математические операции в пределах 10 (складывать, вычитать).
  2. Знать названия основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб) и уметь их воспроизвести.
  3. Уметь произносить все звуки родного языка, выполнять звуковой анализ слов, а также отвечать на вопросы к иллюстациям.
  4. Знать сказки, стихи, поговорки, загадки.

Следует отметить, что, несмотря на доминирующее положение компьютера в современном мире, огромное значение для интеллектуального развития ребенка имеет чтение. Общение малыша с настоящей, а не электронной книгой играет значимую роль в формировании его внутреннего мира.

  1. Иметь базовые представления о природных явлениях, месяцах и временах года, днях недели.
  2. Иметь базовые пространственные представления (право/лево, верх/низ).

Можно попросить ребенка положить правую руку на левое ухо, а левую руку – на правое колено и т.д. Гуляя вместе по городу, можно предложить будущему первокласснику описать то, что находится справа от него, слева от мамы, позади магазина и т.д.

  1. Уметь копировать с образца (действовать по образцу).

Нарисовать в тетради в клетку узор и попросить ребенка его продолжить.

  1. Уметь классифицировать, обобщать, исключать лишнее.

Предложить ребенку назвать одним словом: «яблоко, груша, апельсин, слива»; попросить малыша исключить лишнее: «платье, пальто, сапоги, брюки». В обоих случаях следует попросить объяснить свой ответ.

Родителям рекомендуется постепенно приучать будущего первоклассника к самостоятельности: просить помочь накрыть на стол, убрать в комнате, застелить постель и т.д. В данный период очень важно соблюдать режим дня, чтобы будущий первоклассник привыкал ложиться спать и вставать в определенное время (это значительно снизит вероятность возникновения трудностей в адаптации).

Также очень важно, чтобы ребенок знал свои данные (имя и фамилию, сколько лет, точный домашний адрес и телефон), имел базовые знания о правилах дорожного движения.

На основании требований к уровню подготовки воспитанников, представленных в Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения, выпускник дошкольной организации и предшкольного класса организации среднего образования должен обладать следующими качествами:

 

  1. физически развитый
  2. любознательный;
  3. уверенный в себе и активный;
  4. эмоционально отзывчивый;
  5. владеюший социальными навыками и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, навыками самообучения;
  6. имеющий   первичные   представления  о   себе,   семье,   обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;
  7. владеющий необходимыми умениями и навыками для обучения в организации среднего образования.

Количество детей в группе подготовительного курса определяется в соответствии с Санитарными правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным организациям и домам ребенка» (приказ МЗ РК от 09.07.2021 год №ҚР ДСМ-59).

 

Приложение 1

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

подготовительного курса при школах Срок обучения – 1-2 мес.

№ п/п

Образовательная область

Занятие

Недельная учебная нагрузка (час.)

Общий объем учебной нагрузки (час.)

1 мес.

2 мес.

1

Коммуникация (9 ч.)

Развитие речи

2

8

16

Основы грамоты

4

16

32

Подготовка руки к письму

3

12

24

2

Познание (5 ч.)

Основы математики

5

20

40

3

Творчество (4 ч.)

Рисование

2

8

16

Лепка

1

4

8

Аппликация

1

4

8

4

Социум (2 ч.)

Ознакомление с окружающим

миром

2

8

16

 

Итого

20

80

160

 

Приложение 2

 

 

Примерное расписание занятий подготовительного курса при школах

 

Время

проведен ия (час.)

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

09.00-

09.30

Основы

математики

Развитие

речи

Основы

математики

Основы

грамоты

Основы

грамоты

по 1-2 мин.

Физминутка

Физминутка

Физминутка

Физминутка

Физминутка

09.40-

10.10

Основы

грамоты

Основы

математики

Основы

грамоты

Основы

математики

Подготовка

руки к письму

по 1-2 мин.

Физминутка

Физминутка

Физминутка

Физминутка

Физминутка

10.20-

10.50

Подготовка руки к письму

Ознакомление с

окружающим миром

Подготовка руки к письму

Развитие речи

Основы математики

11.00-

11.30

Аппликация

Рисование

Лепка

Рисование

Ознакомление

с

 

 

 

 

 

 

окружающим

миром

 

Приложение 3

 

 

Образовательная область «Коммуникация»

 

Цель: развитие связной, лексической, звуковой стороны речи, закрепление правильного произношения звуков, знакомство с гигиеническими правилами письма, развитие мелкой моторики рук.

 

1.Развитие речи

 

Задачи: развитие устной связной речи через знакомство с произведениями детской художественной литературы, формирование умений и навыков выразительного чтения и пересказывания, речевого этикета, обогащение словарного запаса.

 

Календарно-тематический план

 

№ п/п

Содержание

Количество часов

1 мес./2 мес.

1

Составление рассказов по картинкам

1/2

2

Чтение и пересказ сказки с опорой на иллюстрации

1/2

3

Составление сюжетного рассказа на заданную тему

1/2

4

Знакомство с нормами речевого поведения при общении

с окружающими людьми

1/2

5

Правила дорожного движения

1/2

6

Составление описательного рассказа по серии картинок

1/2

7

Чтение стихотворения наизусть

1/2

8

Знакомство с правилами безоспасного поведения дома,

в общественных местах, природе

1/2

 

Итого

8/16

 

  1. Основы грамоты

 

Задачи: формирование представлений о звуке, слоге, слове, предложении, ударении; формирование умений проводить звуковой анализ слов, развитие правильной артикуляции звуков (правильное четкое произношение звуков, выделение звуков из слов, находить слова с определенным звуком, определение место звука в слове).

 

Календарно-тематический план

 

№ п/п

Содержание

Количество часов

1 мес./2 мес.

1

Знакомство с понятиями «звук, слог»

2/4

2

Знакомство с понятиями «слово, предложение»

2/4

3

Знакомство с понятиями «текст, ударение»

2/4

4

Деление слов на слоги

2/4

5

Знакомство с гласными звуками

2/4

6

Знакомство с согласными звуками

2/4

7

Звуковой анализ слов

2/4

8

Составление предложений с помощью

моделирования

2/4

 

Итого

16/32

 

  1. Подготовка руки к письму

 

Задачи: ознакомление с гигиеническими требованиями к посадке ребенка за столом, положению рук, формирование навыков ориентировки на странице бумаги, развитие мелкой моторики рук, развитие глазомера.

 

Календарно-тематический план

 

№ п/п

Содержание

Количество часов

1 мес./2 мес.

1

Раскрашивание рисунков внутри и снаружи

предметов, дорисовывание и т.д.

2/4

2

Рисование декоративных узоров разных форм

2/4

3

Штрихование горизонтальными, вертикальными и

перекрѐстными линиями

2/4

4

Рисование элементарных узоров (ритмическое

изображение отдельных элементов)

2/4

5

Обведение изображения предметов, букв

2/4

6

Рисование элементов прописных букв

2/4

 

Итого

12/24

 

Образовательная область «Познание»

 

Цель: формирование коммуникативно-познавательных способностей, математического и логического мышления.

 

1. Основы математики

 

Задачи: формирование элементарных математических представлений, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия, воображения, вариативности мышления творческих способностей), обучение приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

 

Календарно-тематический план

 

№ п/п

Содержание

Количество часов

1 мес./2 мес.

20/40

1

Свойства предметов Левая, правая рука

Левая, правая сторона Слева, справа

1/2

2

Знакомство с цифрами 1 и 2

Сравнение чисел 1 и 2 Устный счет в пределах 5

Соотношение счета с количеством предметов

1/2

3

Знакомство с цифрами 3 и 4

Знакомство с образованием чисел 3 и 4 Ориентирование на плоскости

Конструирование их из проволоки, тесьмы, палочек

1/2

4

Формирование пространственных представлений

(под, над, между, на)

1/2

5

Знакомство с цифрами 5 и 6

Знакомство с образованием чисел 5 и 6 Установление соотношения между двумя

множествами: «меньше», «больше», «равно»

Конструирование их из проволоки, тесьмы, палочек

1/2

6

Знакомство с цифрами 7 и 8

Знакомство с образованием чисел 7 и 8

Сравнение предметов по признакам: выше - ниже, длиннее - короче, уже - шире с помощью приемов наложения предметов друг на друга и с

использованием одинаковой мерки

1/2

 

7

Знакомство с цифрами 9 и 10

Знакомство с образованием чисел 9 и 10

Закрепление умений устанавливать соотношения между множествами уравнивать их

Самостоятельное установление соотношений между понятиями «меньше», «больше», «равно»

1/2

8

Знакомство с числовым рядом

Количественный счѐт до 10 в прямом и обратном порядке.

2/4

9

Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат,

круг, прямоугольник, треугольник, овал.

2/4

10

Сравнение прямоугольника с квадратом, круга с овалом (путем наложения)

Составление «числовой лесенки»

Порядковый счет до 10 в прямом и обратном порядке

1/2

11

Знакомство с понятием «арифметическая задача» Обучение детей составлению задач на сложение

Закрепление знаний о геометрических фигурах Закрепление счѐта

2/4

12

Выполнение заданий, связанных с рисованием геометрических фигур в определенном порядке Умение называть числа, расположенные до и после

названного числа в пределах 10-ти

2/4

13

Ориентировка во времени - утро, день, вечер, ночь Обучение правильно называть дни недели, времена

года

2/4

14

Формирование представлений о том, что составляют сутки

Ориентировка в весе

Обучение умению находить равные и неравные по весу предметы, взвешивая их на ладонях, сначала на

контрастных показателях

2/4

 

Итого

20/40

 

 

Образовательная область «Творчество»

 

Цель: развитие мелкой моторики рук, творческих способностей, формирование воображения, наблюдательности и образного восприятия окружающего мира, умения воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли.

 

1.Рисование

 

Задачи: формирование навыков рисования с натуры и по представлению, знаний цветов и их оттенков, умений подбирать цвета по своему вкусу, обучение использовать краски, карандаши и др., воспитание художественного вкуса.

 

Календарно-тематический план

 

№ п/п

Содержание

Количество часов

1 мес./2 мес.

1

Рисование карандашами «Я иду в школу»

1/2

2

Рисование акварельными красками «Веселое лето»

1/2

3

Рисование цветными мелками «Идет дождь»

1/2

4

Коллективная     работа.     Рисование      различными изобразительными  средствами   «Мой   город  (село,

аул)»

1/2

5

Рисование карандашами «Транспорт»

1/2

6

Работа в подгруппе. Рисование на асфальте «Что

растет в огороде?»

1/2

7

Рисование по натуре «Моя любимая игрушка»

1/2

8

Рисование по замыслу

1/2

 

Итого

8/16

 

  1. Лепка

Задачи: формирование умений лепить с натуры и по картинке, упражнение в способах лепки, закрепление умений передавать пропорции, научить работать в команде, оценивать свою работу и работу других детей.

 

Календарно-тематический план

№ п/п

Содержание

Количество часов

1 мес./2 мес.

1

«Грибы» - закрепление умений лепить предметы, их

части

1

2

«Еж» - лепка из пластилина в сочетании с природным

материалом

1

3

«Птицы на кормушке» - коллективная работа

1

4

«Виноград» - научить скатывать шарики из

пластилина между ладонями и расплющивать их

1

 

Итого

4/8

 

  1. Аппликация

Задачи: формирование навыков составления фигур из геометрических элементов, обучение навыкам расположения предметов на листе бумаги, учить использовать различные способы (вырезывание, обрывание, из сложенных вдвое, гармошкой).

 

Календарно-тематический план

 

№ п/п

Содержание

Количество часов

1 мес./2 мес.

1

«Автобус» - закрепление умений разрезать полоску на

одинаковые квадраты

1

2

«Белая береза» - обрывная аппликация с элементами

рисования

1

3

Коллективная работа «Одежда для кукол» -

моделирование из заготовленных частей одежды

1

4

«Бабочки» - объемная аппликация

1

 

Итого

4/8

 

Образовательная область «Социум»

 

Цель: развитие социальных навыков на основе ознакомления с окружающим миром, общения с взрослыми и сверстниками.

 

Ознакомление с окружающим миром

 

Задачи: развитие социальных качеств личности: сотрудничество и забота об окружающих, инициативность, самостоятельность и независимость, открытость, социальная гибкость, культурная и экологическая грамотность

 

 

Календарно-тематический план

 

№ п/п

Содержание

Количество часов

1 мес./2 мес.

1

Ознакомление с предметным окружением

1/2

2

Предметы-помощники

1/2

3

Дружная семья

1/2

4

Школа.Учитель

1/2

5

Ознакомление с миром природы

1/2

 

6

Дары природы

1/2

7

Растительный мир

1/2

8

Животный мир

1/2

 

Итого

8/16

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ           ЗАПИСКА          К ПРОГРАММЕ

19

2

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

20

3

ПРИЛОЖЕНИЕ

23

 

 


Текст